Развитие музыкальности в ребенке крайне полезно для
формирования личности: прослушивание музыкальных произведений и музыкальные
игры способствуют не только развитию слуха и чувства ритма, но и развитию
эмоциональности, творческих способностей, внимания и воображения ребенка.
Поэтому,
важно, чтобы музыка поселилась в жизни ребенка с самого рождения. Замечательно,
если родители включают самые разные произведения – и классику, и легкие
детские песенки. Однако, чем старше становится ребенок, тем тяжелее усадить его
возле проигрывателя. Ребенку хочется двигаться, бегать, прыгать, танцевать.
Поэтому не сидите на месте, а разбавьте ваш досуг с ребенком подвижными
музыкальными играми:
1.
Игра «Угадай, на чем играю»
Разложите несколько детских музыкальных инструментов:
барабан, ксилофон, колокольчик, бубен, гитару, трещотки, трубу – в общем, все, что найдете в своих запасах.
Сначала вместе с ребенком назовите и немного поиграйте на каждом инструменте. Потом попросите ребенка отвернуться или прикройте инструменты какой-нибудь большой коробкой и сыграйте в угадайку: мама играет то на одном, то на другом инструменте, отгадывает отгадывает, что сейчас прозвучало. Такую игру можно практиковать с самого раннего возраста, начиная с 3-4 инструментов.
Занятие становится интереснее, если право быть ведущим будет не все время единолично принадлежать маме, а будет периодически переходить и ребенку.
барабан, ксилофон, колокольчик, бубен, гитару, трещотки, трубу – в общем, все, что найдете в своих запасах.
Сначала вместе с ребенком назовите и немного поиграйте на каждом инструменте. Потом попросите ребенка отвернуться или прикройте инструменты какой-нибудь большой коробкой и сыграйте в угадайку: мама играет то на одном, то на другом инструменте, отгадывает отгадывает, что сейчас прозвучало. Такую игру можно практиковать с самого раннего возраста, начиная с 3-4 инструментов.
Занятие становится интереснее, если право быть ведущим будет не все время единолично принадлежать маме, а будет периодически переходить и ребенку.
Не менее занимательно устраивать подобную угадайку и на «бытовых музыкальных инструментах». На чем можно играть? Можно ударять ложкой по кастрюле, чашке, стакану, бутылкам (пустым и наполненным), стучать деревянными ложками друг об друга, шуршать пакетом, звенеть ключами. Чем более «продвинутым» становится уровень ребенка в угадайке, тем более тонкие отличия можно использовать в игре, например, взять несколько кастрюль разных размеров или бутылок с разным количеством воды.
Можно пойти дальше и угадывать различные бытовые звуки по аудиозаписям, например, шум пылесоса, стиральной машины, заводящегося автомобиля, скрип двери и т.п. Такое занятие тоже очень понравится малышу.
2. Игра «Угадай клавишу»
Это
занятие, по сути, является усложненной версией предыдущей игры. Если у вас есть
дома пианино или синтезатор, отметьте несколько клавиш разными цветами или
картинками так, чтобы они сильно отличались по высоте. С картинками, мне
кажется, играть интереснее. Допустим, на низкие тона наклейте медведя, на
высокие – птичку, а на первую октаву (посредине) – зайчика. Нажмите на
отмеченные клавиши вместе с ребенком несколько раз, затем попросите ребенка
отвернуться и угадать, какая из клавиш прозвучала. Используйте в своем диалоге
понятия «высокий», «низкий». В дальнейшем увеличивайте количество клавиш и
уменьшайте расстояние между ними.
3. Изображаем музыку
Что значит изображать музыку? Все
очень просто: под «Полет шмеля» мы летаем как шмели, под «Болезнь куклы»
показываем нашу печаль и сопереживание, ухаживаем за куклой и баюкаем ее, под
«Марш Черномора» изображаем злобного Черномора и его волшебное царство. То есть
обыгрываются все те образы, которые возникают при прослушивании музыки.
Естественно, поначалу ребенок только повторяет действия за взрослым, но
постепенно он учится придумывать свои сюжеты.
В
этом занятии главное донести до ребенка, что музыка – это не просто набор нот,
в ней скрыто множество эмоций и рассказывается о персонажах, событиях,
переживаниях. Такое занятие замечательно развивает воображение ребенка, учит
его понимать музыку.
Вот
несколько произведений для примера:
Чайковский «Детский Альбом»
Сен-Санс «Карнавал животных»
Прокофьев «Детская музыка» (Марш,
Прогулка, Шествие кузнечиков, Утро);
Глинка «Марш Черномора»
Вивальди «Времена
года. Зима»
Связывать
образы можно и со звучанием музыкальных инструментов. Например, мама играет на
барабане или на пианино на басах, а ребенок танцует как неуклюжий медведь, мама
играет на колокольчике или на верхних тонах пианино – ребенок порхает как
бабочка.
4.
Учимся различать темп
Заранее
нужно подготовить медленные и быстрые произведения, а еще лучше использовать
произведения со сменой темпа
Например:
Брамс «Венгерский танец №5»
СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
«Венгерский танец №1»
СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
Чайковский «Спящая красавица»
СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
Чайковский «Времена года. Июль»
СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
Для примера использованы классические произведения – но использовать можно музыку разных стилей.
В зависимости от темпа выполняйте с ребенком разные движения. Например, под быструю музыку бегаем, под медленную – плавно ходим по комнате.
Например:
Брамс «Венгерский танец №5»
СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
«Венгерский танец №1»
СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
Чайковский «Спящая красавица»
СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
Чайковский «Времена года. Июль»
СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
Для примера использованы классические произведения – но использовать можно музыку разных стилей.
В зависимости от темпа выполняйте с ребенком разные движения. Например, под быструю музыку бегаем, под медленную – плавно ходим по комнате.
Для детей помладше другой вариант – мама играет в бубен, а ребенок двигается соответственно ударам бубна: под быстрые удары скачет как воробей, под меленные – важно ходит как цапля.
5.
Учимся различать громкость
Игра
аналогична предыдущей, только теперь мы уже обращаем внимание не на темп, а на
громкость звучания. Можно предложить ребенку под громкую музыку громко хлопать в
ладоши / играть ни бубне, а под тихую – тихо. Или под громкую музыку
топаем, маршируем, а под тихую – ходим на носочках.
Несколько произведений со сменой громкости, которые хорошо подойдут для занятия:
Несколько произведений со сменой громкости, которые хорошо подойдут для занятия:
СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
Бетховен «Симфония №5»
Бетховен «Симфония №5»
СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
Моцарт «Свадьба Фигаро. Увертюра»
Моцарт «Свадьба Фигаро. Увертюра»
играем громко - будим игрушку зайца; тихо играем, чтобы зайчика не разбудить.
Игра "Ты звени звоночек тише"
СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
Игра "Ты звени звоночек тише"
СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
6.
Песенки-игры Железновых
Профессиональные
психологи и педагоги давно установили, что пальчиковые и жестовые игры приносят
огромную пользу для развития ребенка. А если они еще и под музыку, то им просто
нет цены!
Развивалочки. Аэробика для малышей
Развивалочки.
10 мышек
Развивалочки. Забавные
уроки
7. Сказки-шумелки
Также с ребенком можно пробовать устраивать небольшие музыкальные спектакли. В таких спектаклях основная задача ребенка – издавать при помощи подручных средств нужный звук согласно читаемому тексту. Например, под слова «Лошадка бежит, колокольчиком звенит» малыш звенит колокольчиком, а под «Мужик идет по снегу» — малыш шуршит пакетом, имитируя звуки шагов по снегу. Получается очень живо и интересно.
Дети постарше уже могут сами придумывать какими способами или инструментами можно озвучивать текст.
Развивалочки. Сазки-шумелки
8.
Игра «Морская фигура на месте замри»
Эта
всем известная с детства игра учит детей слышать музыку и направлена на
развитие скорости реакции, внимания и выдержки. Пока музыка играет, танцуем,
прыгаем, бегаем – в общем двигаемся, когда музыка останавливается – нужно
замереть и стараться не двигаться, детям постарше можно дать задание еще и
изобразить какую-нибудь фигуру. В эту игру можно играть и вдвоем, а можно и
целой компанией в детском саду.
9.
Игра «Кошки-мышки»
В
этой подвижной музыкальной игре ребенок также учится различать громкость и
настроение произведения. Заранее нужно подобрать две композиции: одна тихая и
настороженная, другая – громкая. Один из игроков назначается котом. Остальные –
мыши. Даже если мышь в игре всего одна, не беда, игра от этого ничуть не хуже.
Когда звучит тихая музыка, дети подкрадываются к «спящему» коту, когда мелодия
меняется, кот просыпается и начинает бегать за мышками, которые убегают от него
в разные стороны.
Музыкальные примеры игр можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
Музыкальные примеры игр можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ
10.
Слушаем, танцуем, поем
Ну
и не забывайте почаще включать музыку просто так. Просто чтобы потанцевать или
фоном во время игр. Запишите музыку для малыша на флешку или диск, чтобы можно
было слушать в машине. Кроме классической музыки полезно включать и детские
песни, вместе их петь. Если вы будете петь сами, то и ребенок очень скоро
запомнит все слова и тоже начнет подпевать.
Используйте
в своих танцах погремушки, бубны. Гремите в такт музыке, выполняйте с
погремушками простые движения: гремите над головой, за спиной, перед собой и
т.д. Вот еще интересный вариант танцев: попробуйте вместе с ребенком танцевать
только ручками, или только ножками, только глазками.
Желаю
вам, чтобы музыка звучала в вашем доме как можно чаще, и всегда было хорошее
настроение! Благодарю за внимание!
Комментариев нет:
Отправить комментарий